Основные понятия об акустических системах

Акустическая система с тыльной и фронтальной стороны

Акустическая система (АС) – это устройство, эффективно передающее звук в окружающую среду и состоящее из одного или нескольких звуковых излучателей, разделительных фильтров акустического оформления.

Это первая часть материала об АС, разбитой на пять частей, далее во второй части Вы узнаете о типах акустических систем, в третьей освещены виды излучателей, в четвертой материалы и формы корпусов, и завершается пятой частью — звуковые характеристики.

Терминология

Перед тем как перейти к изучению типов акустических систем и их устройству ознакомьтесь с терминами т.к. многие пользователи, зная некоторые понятия применяют их неверно.

Активная акустическая система – АС с усилителем.

Пассивная АС – аудиоколонка без усилителя.

Громкоговоритель, он же динамик или излучатель – устройство преобразующее электрическую энергию в звук и передающее звуковые волны в окружающее пространство. Конструкции динамиков может существенно различаться по способу формирования звука и соответственно по качеству звучания. В АС может быть несколько громкоговорителей работающих в определенных диапазонах частот (НЧ – низкочастотные, СЧ – среднечастотные, ВЧ — высокочастотные).

Усилитель – увеличивает мощность звукового сигнала, поступающего от источника и передает его на колонки.

Фронтальные колонки – основные аудиоколонки, подключаемые к усилителю и создающие основную звуковую тему.

Акустика центрального канала – колонка, предназначенная для создания объемного звучания в системах от 5,1 и выше.

Сабвуфер – динамик, воспроизводящий только низкочастотные звуки.

Тыловой канал – аудиоколонки, создающие ощущение объемного звука.

Сателлит – маленькая аудиоколонка в составе бюджетных АС, простой пример, аудиоколонки для компьютера.

Монитор – универсальная АС состоящая из группы разно частотных динамиков. Используется в дорогих, профессиональных акустических системах и передает не только четкий звук, но и все искажения и шумы, поступающие с усилителя и воспроизводящего устройства.

Твитер – колонка для воспроизведения самых высоких частот, простонародное название «пищалки» могут располагаться отдельно или крепится к корзине, по центру диффузора среднечастотного динамика.

Bi-amping – двойное усиление НЧ и ВЧ сигналов посредством раздельного подключения плюсов и минусов АС имеющих минимум по две пары клемм (каждая пара клемм соответствует количеству динамиков, но не всегда) к одному или двум усилителям, то есть на каждую частоту отдельный усилитель.

Bi-amping подключение акустической системы к аудио усилителю мощности
Кроссовер – электронный узел из конденсаторов, резисторов и катушек, создающих фильтр разделяющий сигнал на частоты.

Bi-wiring – спаренное подключение двух комплектов кабелей, то есть это почти противоположность Bi-amping-у, когда пара плюсов и минусов на кабеле объединяется и подключается к усилителю.

Bi-wiring подключение акустической системы к аудио усилителю мощности
Tri-wiring – подключение с тремя комплектами кабелей для НЧ, СЧ и ВЧ динамиков по отдельности.

Обозначение линейного аудио входаЛинейные входы – разъемы (клеммы) на усилителе, куда подается аудио сигнал с воспроизводящих устройств.

Балансные входы (симметричные) – предназначены для подавления внешних паразитных сигналов (шумов, наводок). На выходе/входе одного звукового канала один минус и два плюса (сигнальные жилы) несущие один сигнал, но с перевернутыми фазами друг к другу, т.е. симметрично.

Обозначение линейного аудио выходаЛинейный выход – разъем, на выходе которого не усиленный аудио сигнал, к которому можно подключить обычные наушники или усилитель мощности.

Коаксиальный вход (COAXIAL) – при подключении применяется многожильный (плюс, сигнальный) и экранирующей оплеткой (земля, минус) кабель для подавления внешних, электрических помех. Позволяет работать с цифровым и аналоговым сигналом, который отличается отсутствием шумов.

Регулировка фазы – регулировка выходящего звука по отношению к входящему сигналу (задержка).

Акустическое излучение – количество направлений в которых излучаются звуковые волны. Бывает монополярным (в одном направлении — фронтальном), биполярным (волны распространяются в одной фазе с фронтальной и тыловой части), диполярным (волны распространяются аналогично биполярным устройствам, но идут в противофазе).

Акустическое оформление – конструкция корпуса АС. Бывает закрытого, открытого, фазоинвертерного типа и с пассивным излучателем. Акустическое оформление напрямую влияет на акустическое излучение и на качество и чистоту звука.

Частотный диапазон – диапазон звуков разбитых на частоты от низких до высоких, обозначаются в герцах (в зависимости от уровня обозначаются Гц или кГц) воспроизводимый АС.

Количество полос – отдельная часть из всего диапазона воспроизводимых АС частот. Количество полос – это количество установленных динамиков, отвечающих за воспроизведение определенных частот.

Импеданс – сопротивление АС по переменному току. Звуковой сигнал – это переменный ток и при его подаче, в зависимости от частоты сигнала, изменяется сопротивление на головке динамика. Импеданс важен при подключении аудиоколонок к усилителю.

Чувствительность – звуковое давление АС на расстоянии одного метра.

АЧХ (амплитудно-частотная характеристика) – график отображающий разницу входного и выходного сигнала. Плавный график без резких завалов и пиков соответствует, тем меньше будет искажений в звучании.

График АЧХ для акустических систем

Коэффициент гармонических искажений (Кг) – искажения кратные основному тону входящего сигнала (паразитарные искажения, потеря частот, искажения тона и т.д.). Чем выше Кг, тем хуже звук.

Мощность (RMS) — усредненное значение подведенной электрической мощности, при которой АС способна работать длительное время без механических повреждений. Мощность не имеет прямой с громкостью звучания, а в большей степени показывает надежность акустики. Соблюдение указанной мощности при подачи звукового сигнала АС работает качественно и надежно, а при существенном превышении мощности система может выйти из строя.

Пиковая мощность (PMPO) – пиковая величина, которую способно выдержать устройство в течение короткого промежутка времени без повреждений.

Звук – вид кинетической энергии, представляющий собой переменное давление, возникающее в физической среде при прохождении звуковой волны.

Громкость – субъективное значение, зависящее от частоты и интенсивности звука. При увеличении интенсивности, но одинаковой частоте громкость растет.

Звуковое давление – звуковая энергия, которая попадает на единицу площади, расположенную в метре от источника звука.

Будем рады оценке «Понравилось» или «Не понравилось» и комментарию, о том, что именно не понравилось в статье. Если оценили материал отрицательно и прокомментировали, мы постараемся его улучшить — нам важно знать Ваше мнение!

Поделитесь публикацией с друзьями

Администратор и создатель ресурса ТехноГуру, практикующий радиоэлектронщик. Ремонтом электроники занялся со школьной скамьи (в те годы это были магнитофоны, транзисторные радиоприемники, ламповые телевизоры и радиолы). Паять научился в 7 летнем возрасте.

ТехноГуру
Остались вопросы? Спросите или выскажите свое мнение в комментариях

Комментарии проходят ручную модерацию, поэтому не пытайтесь их дублировать. Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.