Классификация корпусов акустических систем по материалам

Три вида вида акустических систем — дерево, стекло, пластик

Мы рассмотрели устройство аудиоколонок, типы акустических систем и варианты звукового оформления, но помимо этого решающий фактор звучания аудиоколонки — это материал, из которого изготовлен корпус (кабинет, короб). Казалось бы, обычная коробка и что тут может быть не так. Но на самом деле корпус должен обладать рядом характеристик, которые если не улучшают звук, то хотя бы его не ухудшают.

Звуковые волны, создаваемые диффузором в корпусе, оказывают существенное давление на стенки, поэтому должны быть из жесткого материала, но при этом не «звенеть», т.е. не резонировать. Производители помимо соответствующих материалов используют дополнительные распорки и ребра для жесткости.

Несмотря на то, что снаружи кабинет может иметь практически любую форму, его внутренняя часть не должна иметь острых углов и параллельных стенок. Поэтому внутренние части часто закругляют, делают овальными или круглыми.

Материалов, из которых изготавливают акустические системы огромное количество, но у всех свои достоинства и недостатки. Под описанием некоторых видов корпусов даны примеры моделей.

Пластиковые корпуса акустических систем

Большое количество бюджетных АС изготовлены с пластиковым коробом. Практически все пластмассовые корпуса не обладают достаточной жесткостью и плотностью, поэтому резонируют при повышении громкости.

Если вы смогли найти качественную АС из пластмассы с достойными акустическими свойствами и сведенным к минимуму резонансов, стоимость их будет равной аудиоколонкам из МДФ или ДСП.

Полочная акустическая система YAMAHA NS-6490

Полочная акустическая система YAMAHA NS-6490

Трехполосная АС закрытого типа в пластиковом корпусе. Три динамических излучателя: 22 мм ВЧ, 100 мм СЧ и 200 мм НЧ. Характеристики: диапазон частот 45 Гц, 23 кГц, чувствительность 90 дБ (2,83 В на 1 м), сопротивление 8 Ом, номинальная/максимальная мощность 70/140 Вт, средний коэффициент нелинейных искажений 0,7%. Габариты ШхВхГ – 267х411х336 мм, вес 3 кг.

Мощная и яркая АС наполнит отличным звуком помещение 50-60 кв.м. График АЧХ ровный для низких и средних частот, но с повышением частоты появляется неравномерность графика.

Посмотреть

Концертная акустика BEHRINGER Eurolive B110D

Акустическая система BEHRINGER Eurolive B110D

Активная концертная акустика фазоинверторного типа с монополярным излучением. Диапазон воспроизводимых частот 45 Гц – 20 кГц, номинальная мощность 300 Вт, частота кроссовера 2,2 кГц. В акустике установлены динамические излучатели: ВЧ – 25 мм, НЧ – 254 мм диаметром. Встроенный усилитель (Bi-amping), 2 балансных выхода. Есть регулятор входного сигнала, микрофона, высоких и низких частот и основной громкости. Корпус выполнен из пластика, для перемещения предусмотрены колесики в нижней части устройства. Габариты ШхВхГ – 252х483х299 мм, вес 8,1 кг.

Посмотреть

Деревянные корпуса акустических систем

Деревянные корпуса обладают хорошими звукопоглощающими свойствами, но они требовательны и трудоемки в изготовлении, соответственно дорого стоят. По этой причине АС с деревянными кабинетами используются в высококачественной акустической технике. Для изготовления короба производители отбирают древесину еще на этапе вырубки, ведь имеет значение не только порода дерева, но и местность, где оно росло.

Сушиться сруб должен в строго определенных условиях, при определенной влажности и температуре. Дерево материал нестабильный и со временем, при нарушении условий эксплуатации может терять свои свойства, что необходимо учитывать перед покупкой.

Но, даже несмотря на все старания две АС системы одного производителя с идентичными кабинетами могут звучать по-разному.

Если вы аудиофил присмотритесь к колонкам, созданным из цельного массива дерева. Они отлично звучат, но, если быть честными, качественные и правильно рассчитанные кабинеты из МДФ способны выдать звук не хуже. Поэтому, если вам важна статусность покупки, АС из цельного массива – ваш вариант.

Фанерные корпуса акустических систем

Фанера – дорогостоящий материал, с хорошими акустическими свойствами применяемый для производства кабинетов. Фанера, конечно дешевле дерева, но не уступает ему по звукопоглощению и гашению вибраций. Многослойность фанеры (10-14 слоев) способствует уменьшению резонанса, и делает конструкцию легче (если сравнивать с ДСП или МДФ).

Если вы увидели АС по невысокой цене, на которой написано, что короб из фанеры, рекомендуем задуматься т.к. скорее всего производитель пошел на хитрость и использовал в изготовлении ДСП, а из фанеры установил несколько незначительных, но визуально заметных элементов.

Концертная акустическая система D.A.S. Artec 25T

Акустическая система D.A.S. Artec 25T

Двухполосная концертная АС пассивного типа с фронтальным фазоинвертором. Частотный диапазон 75 Гц – 22 кГц, мощность номинальная/максимальная – 150/600 Вт, звуковое давление 120 дБ, импеданс 8 Ом. В модели установлен ВЧ динамический излучатель диаметром 25,4 мм и два НЧ динамика диаметром 127 мм. Разъем для подключения к усилителю мощности Speakon, предусмотрен понижающий трансформатор. Материал корпуса – фанера. Модель можно устанавливать на стойку, подвешивать на стену или цепи, для чего предусмотрены социальные отверстия на корпусе. Габариты ШхВхГ – 175х450х235 мм, вес 7 кг.

Посмотреть

Корпуса АС из ДСП (древесно-стружечная плита)

ДСП – недорогой материал, ненамного дороже пластика, но при этом лишен части недостатков, характерных для пластмассовых кабинетов. Самой значительный недостаток ДСП – солидный вес при невысокой прочности.

Возможность возникновение резонансов ниже, чем у пластика, но все-таки она есть, особенно в НЧ и СЧ диапазонах, что связанно с неоднородностью звукопоглощения материала. Чтобы избежать подобных проблем, рекомендуется выбирать кабинеты, изготовленные из ДСП толщиной не менее 16 -18мм. Кроме того, следует обращать внимание на плотность ДСП, чем она выше, тем лучше (не менее 650-820 кг/м3) и влажность (не более 6-7%).

Материал с высокой платностью и толщиной применяется для изготовления коробов студийных мониторов, а это само по себе говорит о том, что он способен обеспечить высокие звуковые характеристики. Поэтому при правильном подборе короба из ДСП вы получите АС, не особо уступающую деревянным аналогам, но по значительно низкой стоимости.

Корпуса акустических систем из МДФ

МДФ в переводе с английского означат – древесноволокнистая плита средней плотности. МДФ характеризуется высокой плотностью (700-800 кг/м3), низкой влажностью (1-3%), прочностью и хорошими эксплуатационными характеристиками.

МДФ немного дороже ДСП, но приравнивается по звуковым качествам к древесине, обладает достаточной жесткостью, звукопоглощением и практически полным отсутствием резонансов.

Акустические системы из МДФ обладают наилучшим сочетанием цены и качества среди всех существующих на рынке.

Компьютерная акустика SVEN MS-2100

Компьютерная акустика SVEN MS-2100

Модель АС имеет в своем составе две фронтальные колонки по 15Вт и сабвуфер на 50 Вт, что в сумме дает мощность 80 Вт. Частотный диапазон 40 Гц – 20 кГц (сабвуфер 40-200 Гц, фронтальные колонки 200-20000 Гц). Двухполосные сателлиты имеют динамические излучатели диаметром 37 и 80 мм, излучатель сабвуфера диаметром 176 мм. Модель получила магнитное экранирование, регулировку НЧ/ВЧ, пульт ДУ, встроенный тюнер, разъем RCA, два линейных стерео входа и интерфейс USB Type A для установки SD карты.

Посмотреть

Полочная акустическая система DALI SPEKTOR 1

Полочная акустическая система DALI SPEKTOR 1

Пассивная двухполосная АС фазоинверторного типа с тыловым расположением. Диапазон частот от 59 Гц до 26 кГц, чувствительность 83 дБ, сопротивление 6 Ом. Мощность усилителя мин/макс – 40/100 Вт. Динамические излучатели размером 21 мм ВЧ и 114,3 мм СЧ и НЧ. Габариты ШхВхГ – 140х237х19 мм, вес 2,6 кг. Колонка выполнена в демпфированном корпусе из ДВП.

Пользователи считают, что DALI SPEKTOR 1 лучшая АС в своем ценовом сегменте, благодаря не только бюджетной стоимости, но и отличному звуку.

Посмотреть

Напольная акустическая система Magnat Tempus 55

Напольная акустическая система Magnat Tempus 55 в двух вариациях

Пассивная АС фазоинверторного типа, Hi-Fi класса. Количество полос 2,5. Мощность номинальная/максимальная 150/280 Вт. Частотный диапазон 24 Гц-45 кГц, сопротивление 4/8 Ом, чувствительность 92 дБ, частота кроссовера 350 Гц, 3.3 кГц. Рекомендованная мощность усилителя 30 Вт. Габариты без основания ШхВхГ – 200х900х320 мм. В модели установлены динамические излучатели с диаметрами мембран 25 мм ВЧ, 170мм СЧ и НЧ. Материал корпуса МДФ, позолоченные разъёмы, в конструкции имеются шипы и съемная решетка.

Посмотреть

Корпуса АС из алюминия и сплавов

Как это ни странно звучит, кабинеты АС делают и из различных металлов и наиболее распространенные это алюминий и сплавы на его основе. Есть категория пользователей, считающая, что подобные кабинеты улучшают высокие частоты и снижают резонансные колебания.

Если рассматривать звукопоглощение, алюминий не может похвалиться высокими коэффициентами (0,05), но даже этот показатель существенно выше, чем у стали. Для снижения вибрации производители используют сэндвич-панели (между двумя алюминиевыми пластинами помещен слой материалов низкой плотности: вискоэластик, полиэтиленовые смолы и т.д.).

Стеклянные корпуса акустических систем

Стекло – это красивый и интересный материал для оформления кабинета, но он создает множество проблем. Стекло прекрасно смотрится в интерьере почти любого помещения, его любят дизайнеры и поклонники необычных решений. Однако стекло создает резонансные колебания, с которыми трудно бороться. Из всех существующих на рынке компаний только две смогли победить резонансы стеклянного корпуса — Waterfall и SONY.

Однако, прежде чем приобретать по заоблачным ценам стеклянную акустику даже от вышеназванных производителей, подумайте хорошенько. Стекло очень хрупкое и одно неосторожное движение может лишить вас и АС и потраченной на нее немалой суммы денег.

Напольная акустическая система Waterfall Iguascu Evo — стекло

Напольная акустическая система Waterfall Iguascu Evo из стекла

Двухполосная пассивная АС класса Hi-Fi в оригинальном стеклянном оформлении. Мощность номинальная/максимальная 150/300 Вт. Частотный диапазон 48 Гц – 28 кГц, чувствительность 88 дБ, сопротивление 4-8 Ом. Модель обладает 20-мм ВЧ динамиком из шелка, а также 150-мм динамиком низких и средних частот. Последний нагружен на 210-мм пассивный излучатель, встроенный в основание колонки. Габариты модели ШхВхГ – 215х870х215 мм, вес 14 кг. В комплекте к колонке идут специальные грузики, которые прикрепляются к диффузору пассивного излучателя и понижают его резонансную частоту.

Посмотреть

Корпуса АС из камня

Как бы это странно ни звучало, но камень для изготовления кабинета АС самый лучший материал, но и самый дорогостоящий. Камень не создает вибраций, идеально отражает звук и обладает стабильным звукоподражанием всех частот. Коэффициент звукопоглощения зависит от породы камня у плотных и гладких пород он ниже (0,130 для гранита), а у пористых пород он выше (0,264 известняк).

Естественно, что камень сложен в обработке, а с учетом необходимости соблюдения точно выверенных размеров сделать каменный кабинет можно только в специально оборудованных цехах. Каждая акустическая система, выточенная из камня становиться уникальным творением и соответственно стоить как настоящее произведение искусства.

Помимо цены недостаток каменного корпуса — это его вес. По этим причинам большинство каменных АС изготавливаются под заказ и чаше всего применяются для создания ландшафтной акустики.

Корпуса АС из бетона

Если уж делают аудиоколонки из камня, почему бы не попробовать использовать и бетон, подумали некоторые производители и создали довольно удачные модели, отлитые из бетона. Данный материал схож по своим характеристикам с камнем, но и обладает его недостатками, в частности высокой массой.

Данный тип оформления применяют в ландшафтной акустике. Кроме того, данная технология нашла отклик в среде народных умельцев, и некоторые пользователи умудряются создать настоящие шедевры своими руками.

Заключение

Большинство привычных нам АС выпилены в форме прямоугольного параллелепипеда. Это самая распространена, но при этом и самая неудобная форма корпуса т.к. она вызывает резонансы в НЧ диапазоне. Производители пытаются решить проблему, покрывая его звукопоглощающими составами. Кроме того, в случае мощных аудиоколонок низкочастотные колебания могут передаваться полу и вызывать дребезжание. Поэтому рекомендуется ставить большие колонки на специальные подставки.

В не столь яркой форме резонансы появляются в кабинетах с трапециевидным или треугольным сечением. Однако все равно требуется применение звукопоглощающих материалов. Еще одним способом уменьшения резонансных колебаний стало увеличение размеров корпуса и применение в конструкции излучателей с низкой резонансной частотой, но при этом страдает чувствительность.

Форма сферы или эллипса наиболее оптимальна в акустика. Но в данном случае возникает проблема при изготовлении корпуса. Делать сферу из дерева или прессованных волокон затруднительно, а легкая в работе пластмасса снижает преимущества формы и ухудшает звуковые характеристики.

Будем рады оценке «Понравилось» или «Не понравилось» и комментарию, о том, что именно не понравилось в статье. Если оценили материал отрицательно и прокомментировали, мы постараемся его улучшить — нам важно знать Ваше мнение!

Поделитесь публикацией с друзьями

Администратор и создатель ресурса ТехноГуру, практикующий радиоэлектронщик. Ремонтом электроники занялся со школьной скамьи (в те годы это были магнитофоны, транзисторные радиоприемники, ламповые телевизоры и радиолы). Паять научился в 7 летнем возрасте.

ТехноГуру
Остались вопросы? Спросите или выскажите свое мнение в комментариях

Комментарии проходят ручную модерацию, поэтому не пытайтесь их дублировать. Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.